Августовская конференция — 2018

План-программа секционного заседания городской конференции руководящих и педагогических работников

Аудирование

Иллюстративный материал к заданиям устной части

Подготовка к устной части ЕГЭ

ЕГЭ 2017

ЕГЭ 2018

pdf
Бородина ГИА-9 2017 [3 MB]
Скачать
pdf
useful tips [75 KB]
Скачать

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»

Происходящие изменения в содержании образования нашей страны и других стран мира обусловлены глобальными тенденциями и влиянием мощных факторов: интенсивные интеграционные общественные процессы, рост профессиональных и академических обменов, международное сотрудничество в области образования, доступ к информационным ресурсам всемирной сети Интернет и качественному образованию в стране и за рубежом и т.д.

В России в настоящее время в условиях введения новых федеральных образовательных стандартов и утверждения третьего обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы особенно актуальной становится проблема совершенствования качества иноязычного образования. Известно, что термин «иноязычное образование» в российской науке был введен в конце 90-х годов XX столетия Е.И. Пассовым, который рассматривает иностранный язык не как «учебный предмет», а как «образовательную дисциплину», обладающую огромным потенциалом, способную внести весомый вклад в развитие человека.

Появление термина «иноязычное образование» обусловлено еще и тем, что понятие «обучение иностранному языку» недостаточно полно отражает процесс, в котором заложен огромный образовательный потенциал, поскольку изучается не только язык и культура иного народа, но и развивается личность самого обучаемого. Согласно определению Е.И. Пассова, иноязычное образование представляет собой «целостный, специально организованный педагогический процесс обучения, вoспитания и рaзвития учащихся средствами и содержанием предмета «иностранный язык», благодаря которому происходит культурное обогащение учащихся, обретение ими опыта диалогического взаимодействия, способности и готовности к дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в разных областях знания» [3, c. 35].

В современной теории и методике обучения и воспитания средствами иностранного языка стала доминировать направленность не столько на изучение языка, сколько на языковое образование и развитие личности учащегося средствами предмета «иностранный язык». Приоритетную значимость приобретает потребность изучать иностранный язык в тесной взаимосвязи с культурой страны.

18 ноября 1988 года был заключен договор о дружбе и сотрудничестве между Архангельском и городами Большого Портленда, штат Мэн, США. В течение уже 27 лет происходит дружественный обмен делегациями не только представителей разных профессий, но и учителей и учащихся школ города.  Прежде всего, участники школьных обменов участвуют в образовательном процессе. Они посещают уроки, на которых сидят рядом со своими сверстниками и могут наблюдать и сравнивать американское и российское образование. Во вторых, они знакомятся с бытом, культурой, обычаями, традициями страны. Школьные обмены играют немаловажную роль в жизни учеников, так как они приобретают друзей и поддерживают переписку и дружбу в течение многих лет. Информационные визиты учителей, партнерство между школами, создание общих проектов, мероприятий в период обучения в средней школе учит ребят языкам, общению с иностранцами, дает бесценный опыт, который окажет влияние на будущее в жизни учеников школы. Школьные обмены предоставляют возможность увидеть мир, узнать и научиться уважать традиции других стран, выучить иностранный язык, познакомиться с множеством людей из различных точек нашей планеты и получить колоссальный опыт.

В современном иноязычном образовании можно выделить общие тенденции, которые также имеют место и в региональной практике: переход к личностно-ориентированной парадигме, введение  международной системы оценки уровня языковой компетенции, актуализация раннего обучения языку, использование новых технологий обучения, включая информационно-коммуникационные, повышение профессиональной квалификации учителей. Все эти тенденции свидетельствуют о переходе к новому качеству языкового образования, т.е. квалитативному.

Результатом любого языкового образования является сформированная языковая личность, а результатом образования в области иностранных языков – вторичная языковая личность как показатель способности человека принимать полноценное участие в межкультурной коммуникации [1, c.65]. Формирование нового типа личности связано с такими ее качествами, как самостоятельность, творчество, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению, самосовершенствоваться и совершенствовать человеческое общество. Развитие названных качеств языковой личности стало приоритетной задачей по иностранному языку в образовательных учреждениях города Архангельска. В нашем городе активно реализуется проект «Методическое сопровождение педагогов образовательных учреждений г.Архангельска по созданию мотивирующей образовательной среды для успешного изучения иностранных языков«, нацеленный  на повышение качества иноязычного образования посредством постоянного повышения профессионального уровня учителей на семинарах, тренингах, мастер классах.  На состоявшейся в сентябре 2015 года  научно-практической конференции «Роль педагогического мастерства учителя в создании мотивирующей образовательной среды для успешного изучения иностранных языков» педагоги делились лучшим опытом по использованию новых подходов к обучению иностранным языкам. На пленарном заседании выступила методист департамента экзаменов по английскому языку Кембриджского университета Елена Владимировна Боголюбова. Тема ее выступления — «Система Кембриджских экзаменов как форма контроля уровня владения иностранным языком» вызвала большой интерес у учителей иностранных языков. Далее была организована работа 5 секции по актуальным вопросам преподавания иностранных языков: «Эффективные приемы формирования фонетических навыков», «Мотивационные ресурсы процесса иноязычного образования», «Секреты подготовки к успешной  сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку», «Интерактивные методы обучения говорению», «Сервисы Web 2.0 в обучении иностранным языкам».

Всего в работе конференции приняло участие около 100 учителей иностранных языков. Такая целенаправленная работа ведет к получению положительного результата, в частности, средний балл   ОГЭ по английскому языку у  учащихся нашего города вырос за последние 2 года: 2014 год — 56,5 баллов, 2015 год — 60,3 баллов.

Основной задачей иноязычного школьного образования в XXI веке стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности, в то время как его целью является достижение базового (порогового по общеевропейской терминологии) уровня иноязычной коммуникативной компетенции для общеобразовательных школ. Проблема совершенствования форм и методов контроля владения иностранным языком также является одной из самых актуальных в международном, национальном и региональном педагогическом сообществе. Наряду с российскими языковыми экзаменами (ЕГЭ, ОГЭ) все больший интерес вызывают международные экзамены, в частности Кембриджские квалификационные экзамены по английскому языку, которые учителя и школьники нашего города имеют возможность сдать в лингвистическом центре «Полиглот»,   структурном подразделения института филологии и межкультурной коммуникации  САФУ имени М.В.Ломоносова, который также успешно реализует образовательный проект «Cambridge English for schools» в городах и сельских поселениях области. Подготовка к международным языковым экзаменам позволяет формировать оценочную грамотность (Assessment literacy) учителей английского языка, так как они на практике знакомятся с общеевропейской системой оценки уровня владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), которая устанавливает единые стандарты, применяющиеся для определения языковой компетенции во всем мире.  Центр «Полиглот» также проводит подготовку учителей к сдаче международных методических экзаменов ТКТ (Teaching Knowledge Test).

Все большую популярность в мире получает предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning, CLIL), при котором учебные предметы преподаются на иностранном языке. CLIL преследует две цели, а именно – изучение предмета посредством иностранного языка, и иностранного языка через преподаваемый предмет. В Финляндии, как и в других странах Европы, CLIL используется в различных образовательных контекстах – от старшей группы детского сада до высшего образования. Предметно-языковое интегрированное обучение проводится в трех гимназиях города Архангельска (МБОУ Гимназия № 3, Гимназия № 6 и Гимназия № 21) в рамках реализации Языковой стратегии в форме преподавания профильных курсов на английском языке (English for Specific Purposes). Таким образом, интеграция иностранного языка и предметов школьной программы является новым подходом к формированию языковой компетенции учащихся общеобразовательных учреждений.

Характерной тенденцией современности становится распространение раннего обучения иностранному языку, что обусловлено изменением экономических, политических, социальных условий жизни человечества, в частности ростом миграции населения, особенно в странах Европы. Сегодня мы наблюдаем третью волну роста интереса к этой области, вслед за первой и второй в 60-е и 80-е годы XX века. Как показывают исследования российских и зарубежных ученых (Верещагин Е.М., Выготский Л.С., Негневицкая Е.И., G.Puchta, D. Johnstone, P.Kuhl и др.),иностранный язык, изучаемый с раннего детства, позволяет раскрыть языковые способности: образуются две картины мира, ребенок учится сопоставлять два языка, вследствие чего мышление становится многоуровневым, т.к. ребенок абстрагируется от конкретного языка; знакомясь, с иной культурой, ребенок учится быть толерантным, развиваются конверсационные способности [4].

Овладение новыми педагогическим технологиями обучения иностранному языку невозможно без использования информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Эти общемировые тенденции в иноязычном образовании также находят свое практическое воплощение в деятельности учебных заведений Архангельска. Преподаватели иностранного языка активно используют ИКТ в учебной и внеклассной работе. Для осуществления непосредственного сетевого взаимодействия педагогов, в рамках участия АО «Институт Открытого Образования»  во всероссийском проекте «Открытый класс», кафедрой теории и методики предмета было решено создать «Сетевое сообщество учителей иностранного языка Архангельской области». (http://www.openclass.ru/community/105926 )

Опытно-экспериментальная работа по созданию сетевого сообщества была ориентирована на привлечение учителей иностранного языка к участию в сообществе, с целью оперативного внедрения и распространения новых форм методической работы; обеспечения Интернет-поддержки профессионального развития; предоставления возможности обмена опытом профессиональной деятельности с коллегами из других образовательных учреждений.

Участие в данном сообществе направлено на решение следующих задач:

  1. Развитие профессиональной (методической) компетентности учителя иностранного языка;
  2. Организация профессионального сетевого взаимодействия учителей иностранного языка Архангельской области;
  3. Оперативное и динамичное информирование педагогов региона об актуальных проблемах образования в сфере иностранного языка.

Участие в сетевом сообществе открывает новые возможности для образования и самообразования учителей без пространственных и временных рамок, позволяет осуществлять профессиональное взаимодействие в комфортных для себя условиях, работать над совместными проектами, обмениваться опытом и расширять свой кругозор, иными словами, повышать профессиональную компетентность.

В заключение, следует сделать вывод о том, что рассмотренные нами общие тенденции и проблемы иноязычного образования находят свои пути решения на региональном уровне. Ключевой фигурой данного процесса является учитель иностранного языка, эффективность профессиональной деятельности которого зависит от уровня лингвистической, методической и межкультурной компетентности.
Литература

  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И.Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика, М.: Изд-во Академия, 2006. – 335с
  2. Образование за рубежом, электронный ресурс, режим доступа: [http://ru.osvita.ua/abroad/46756/].
  3. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. – М.: Просвещение, 2000. – 170 с.
  4. Спиридонова А.В. Обучение детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования.