Образовательный процесс

Непрерывность образования, ярко проявившая себя в конце 80-х гг. XX столетия привела к изменению парадигмы образования. Принципиальное отличие концепции современной парадигмы образования состоит, прежде всего, в том, что образование рассматривается как деятельность, цель которой – развитие личности посредством воспитания и обучения. Именно поэтому на первый план выходит личностноориентированное обучение, обучение, основанное на использовании новых информационных технологий. Овладение новыми информационными технологиями является одной из задач модернизации современной школы.
Понятие «педагогическая технология» стало ныне настолько модным, что незнание его рассматривается едва ли не как признак профессиональной некомпетентности для учителей и управленцев. Пришедшее в педагогику из чисто производственной сферы слово «технология» стало расхожим в учительском лексиконе и как-то затенило давнее и привычное понятие «методика». Возникла терминологическая путаница, когда одно подменяют другим. Педагогическая методика – более широкое понятие, чем педагогическая технология. Методика отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить», а технология только на последний из них. Поиски ответа на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.
Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами. Вот некоторые примеры определений педагогической технологии:
Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь)
Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов)
Система, включающая некоторое представление ПРО (планируемые результаты обучения), средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев)
Процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образователь ного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных усло вий участникам. (Т.М.Давыденко)

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *